Назад к списку

Горная обитель Челтер-Мармара

«Челтер» или «Чилтер» по-татарски означает решетку или решето. В былые времена пещеры соединяла целая система деревянных переходов и лестниц, напоминавших издали решетку. Когда-то у подножия горы находилась деревня Мармара, отсюда — вторая часть названия горной обители. До сих пор рядом с монастырем по обе стороны ведущей к нему тропы в корнях можжевельника среди лиловой сон-травы можно отыскать осколки керамики и черепицы из давно исчезнувшего поселения. 

 Среди археологов не сложилось единого мнения о времени появления обители. Одни утверждают, что это VII век, другие — что IX. Однако все исследователи сходятся в том, что трагической вехой в истории монастыря стал 1475 год, когда Османская империя завоевала местные колонии Генуэзской республики и княжество Феодоро, столица которого, взятая в осаду врагом, в конце того же года пала. Монастырь был разорен и, начиная с того времени, пришел в упадок и был предан забвению. Лишь греческое православное село Мармара с полусотней домов и одной церковью продолжало существовать у подножия монастырской скалы до 1778 года.

 В 1886 году обитель исследовал известный археолог А. Бертье-Делагард и привлек к ней внимание научной общественности. Но возрождение монастыря началось лишь более века спустя — в 2007 году, когда он снова был обжит монахами. Они восстановили систему деревянных лесенок, соединяющих скалистые ярусы, и лесенок, ведущих в небесные обители, — духовную жизнь и молитву. В настоящее время здесь открыто около пятидесяти хорошо сохранившихся пещер — в них устроены четыре церкви, монашеские кельи и хозяйственные помещения. Тридцать пещер сильно разрушены, попасть туда довольно непросто. Сильнее всего пострадали верхние ярусы. Три нижних наиболее интересны для путешественника. 


 В начале XXI века Симферопольская епархия стала возрождать пещерные монастыри Восстановительные работы начались благодаря обыкновенному жителю Терновки Константину Гудкову. Как-то раз ему приснился удивительный сон. Константин летел по воздуху и оказался на краю обрыва. На небе не было ни единой тучки, и солнечные лучи озаряли долину. А дальше, по выражению Гудкова, «начались мультики». Приснившееся было необычным и скорее напоминало пророческое видение, чем сон. Константин принялся щипать себя в надежде проснуться. Однако этого не случилось, и он услышал громоподобный голос: «Ты знаешь, где находишься». Гудков осмотрелся, рядом никого, внизу виднеются знакомые теплицы. «Знаю, это Челтер-Мармара». И снова прогремело у самого уха: «Будешь восстанавливать!» «Но у меня и денег таких нет», — растерялся Константин. «Не твое дело, жди!» — услышал он в ответ и проснулся. На следующее утро Гудков поехал к монахам в Шулданский монастырь, поделиться необычным сном-видением. Ему, естественно, не поверили, покрутили пальцем у виска. А спустя два года, когда о случившемся никто больше не вспоминал, к Константину приехали два человека: «Мы знаем, что ты будешь восстанавливать Челтер. Отвези нас туда, а деньги найдутся». Так он понял, что время пришло. 

 Первый, самый нижний ярус состоит из небольших помещений, где раньше были устроены усыпальницы и склады. На втором ярусе находится восемь наиболее просторных пещер. Здесь действует самая большая в Крыму пещерная церковь. Она расположена в карстовой полости естественного происхождения с несколькими каменными колоннами — в пространстве, словно специально созданном для этого рукойнезримого Архитектора. Теперь здесь есть все необходимое для богослужения, алтарную часть храма отделяет деревянный иконостас. На третьем ярусе, менее ухоженном и состоящем из пятнадцати помещений, раньше находились монашеские кельи. В одной из пещер обнаружили две средневековые гробницы с надписями на греческом языке. 

 Четвертый ярус был отведен под разные помещения, как жилые, так и хозяйственные. Перед входом на пятый ярус заметна небольшая ниша, в которой, по всей видимости, изначально находилась часовня. Здесь можно встретить необычных «насельников» — укутавшись в темные мантии крыльев, на сводах заброшенных пещер висят вниз головой летучие мыши. На самый верх можно выйти через сквозной грот. Здесь, на горном плато, проходит туристический маршрут «Большая севастопольская тропа». 


 Своего священника в монастыре нет. Из-за трудной доступности обители, литургию здесь служат только раз в месяц. На утреннем молитвенном правиле два раза в неделю читается акафист преподобному Савве Освященному. Настоятель главного пещерного храма — отец Алексей — живет в Андреевке, в двадцати километрах от Севастополя. Постоянно в монастыре живет порядка пяти человек. Иногда сюда приезжают на несколько дней люди, желающие поработать во славу Божию и проникнуться атмосферой древней обители. Душа здесь отдыхает даже во время труда. В летний зной всегда можно укрыться в прохладе пещер, а в холодное время года без отопления не обойтись — в кельях насельников стоят буржуйки. Жизнь без привычных нам благ цивилизации — электричества, газа, водопровода — удел настоящих подвижников. 

 Для простого путешественника добраться до монастыря, поднявшись по крутому склону, само по себе маленький подвиг, но он того стоит. Царящие здесь спокойствие и тишина, с открывающимися взору потрясающими видами на долину, кому-то напомнят об Афоне, кому-то, возможно, даже о царстве небесном, но, несомненно, умиротворяюще подействуют на душу. 

Текст: Виктор Котельников 

 Справочная информация 

 Монастырь Челтер-Мармара — самая большая пещерная обитель Крыма в прекрасной Кара-Кобинской долине под Севастополем в полутора километрах к северо-западу от села Терновка на высоте 400 метров над уровнем моря. Над долиной возвышается одноименный горный массив. Начинаясь в районе Инкермана, он тянется до Терновки, где завершается вершиной Челтер-Кая (484 метра). На обрыве этой горы перед взором путешественника открывается целых пять ярусов горных пещер. Мужской монастырь, посвященный святому Савве Освященному, — объект культурного наследия федерального значения. Не исключено, что в былые времена он являлся частью комплекса, в который входил расположенный по соседству горный монастырь Шулдан и «пещерный город» Эски-Кермен. 

 Как доехать 

 На личном транспорте: Выехав из Севастополя, следует свернуть с Ялтинского шоссе в сторону села Хмельницкого, около села Терновки съехать с главной дороги, проехать полтора километра до тепличного хозяйства и пройти полкилометра по тропинке до монастыря. Со стороны Симферополя — по трассе Таврида ехать до поворота на Сирень, дальше через Танковое до Терновки. 

 На общественном транспорте:Из Севастополя и Симферополя до Терновки ходят следующие маршруты:№ 40 Севастополь (5 км Балаклавского шоссе) — с. Терновка;№ 129 Балаклава (пл. 1-го Мая) — с. Терновка;Симферополь (автостанция «Западная») — с. Хмельницкое.Симферополь (автостанция «Западная») — с. Родное.